Наши учителя
Гимназический вестник
Колокола памяти
Советы методиста
Служба психологов
Спасибо, Гимназия
Гостевая книга
Обратная связь
 О нас  Ученикам  Родителям  Наши работы  Новости
Вода- самое распространенное и самое удивительное
Стефановская Наталья Михайловна,
учителя химии

Урок расширения и углубления знаний темы : «Вода. Растворы. Основания».

Форма: урок конференция с элементами игр (телепередача «Тема»).

Цель: Обеспечить понимание уникальных свойств воды через расширение и углубление знаний учащихся, полученных в курсе природоведения и в среднем звене для понимания в практической деятельности.

Задачи:

  1. Показать межпредметную связь (сообщение детей об аномальных свойствах воды, распространенности на земном шаре, влияния ее на климат) - Вода основа всего живого
  2. Философское понимание значения воды (через выступление старшеклассницы и заключительного слова)
  3. Красной нитью урока проходит задача воспитательная - БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВОДЕ

Оформление:

  1. Плакат «Вода - самое удивительное вещество на Земле»
  2. На классной доске:
    1. «Вода - самое драгоценное минеральное сырье, это не только средство для развития промышленности и сельского хозяйства, это действительный проводник культуры, это живая кровь, которая создает жизнь там, где ее не было» (Академик А.П.Карпинский)
    2. Физические свойства воды:
      • tкип.=100oС
      • tпл.=0oС
      • плотность (Н2O) при 4oС = 1 г/см
      • плотность (льда)=0.92 г/см3
      • летучая жидкость
    3. Выставка творческих работ учащихся по данной теме: газеты, рисунки, сочинения, кроссворды, ребусы, сказки
    4. Пластинка «Времена года» П.И. Чайковский («Баркарола»)
    5. Репродукция картин: «9-ый вал» Айвазовского, «Лодка на берегу» (Гюстав Курбе (1863 г.)
    6. Рисунки: «Медуза», «Вода и солнце»
    7. Лед в стакане с водой

Ведущий:
- Мы находимся в телестудии на передаче «Тема». И разговор поведем о воде, как веществе жизни. С вами ( имя ). В нашей гимназии проходил конкурс творческих работ, и одну из этих работ мы сейчас представим.

Ведущий:
- Этот вопрос мы постараемся раскрыть.

Вступительное слово ведущего

«Вода - вещество жизни».
Вода! Что можно найти более знакомое и более обычное?! Её, как и другие минералы, породила Земля на заре своей жизни, когда была раскалена как огонь. Сроднясь с расплавленными, вода застыла позднее в гранитах и базальтах. Только когда вулканы извергают из недр Земли расплавленные лавы, немало выбрасывают они и воды - 40 миллионов тонн ежегодно.

С водой, которая то жидкая течет в реках и озерах, то паром стремится в облака, то льдами застывает на морозе, человек встречается с первых дней жизни. Чтобы жить человеку требуется в сутки не менее двух литров воды. Если приплюсовать сюда его скромные бытовые и культурные потребности, то цифра эта увеличится примерно в три раза. Современный культурный человек, житель благоустроенного города, на личные нужды расходует 300 литров в сутки. Вода привела в действие мертвую природу, она же постоянно осуществляет развитие живой природы. Уж поистине, где вода - там и жизнь. Удаление воды значит гибель, либо прекращение процессов обмена. Например, высушенные семена растений могут сохраниться тысячелетиями, не проявляя признаков жизни. Но стоит, их смочить, и огонь жизни делается заметным - начинается прорастание, и жизненные процессы возобновляются. В промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях народного хозяйства - буквально везде вода решает все.

Казалось бы простое и привычное понятие «вода» - вещество, о котором все известно. Но до сих пор вода преподносит загадки, причем одна сложнее другой. Так что же такое вода? Чем она замечательна? Каковы ее свойства? Почему вода играет такую роль во всем на Земле? Обо всем этом, а также о других удивительных свойствах этого замечательного минерала, на котором «держится» во всем блеске привычная картина жизни, мы и будем вести речь.

Ученицы представляют свои творческие работы, занявшие 1-ые места в конкурсе творческих работ по теме: «Вода».
Хорун Оксана

Н2О

Давным- давно на свете,
В одном углу Земли-
Жила- была сиротка-
О2- принцесса тьмы.
Была она красоткой,
И все цари стихий
Дарили ей с охотой:
Сердца, цветы, стихи.
Но царской девчушке
Еще хотелось жить-
Найти иголку в сене
И с юношей дружить.
Но при цари - старушки
Девчонку берегли,
И на любой пирушке
Принцессу стерегли,
Хитра была девчушка-
С визитом в ханский двор
Взяла с собой мальчишку
Хотя он был и вор.
Н2 - парнишку звали,
И тайно на балкон,
Минуя оснований,
Ворвался к деве он.
И говорил он нежно,
Так сладко, чуть дыша!
«О, Боже! Как прелестны,
Вы милая О2!»
«В Богдаде все спокойно,
А здесь у хана-АД!
Поедемте со мною,
О2 , скорей в Богдад,
Любить вас буду вечно
За всё, про всё, всегда,
Не отвергайте парня,
Вы милая О2!»
Принцессе захотелось
Сбежать от хана - I (йод),
И вот, одну лишь кофту
Она с собой берет.
«О2- принцесса ночи»-
Вдруг вспомнил паренек
И лишь закрыв 2е очи-
Не настает денек.
И вот, он взял девицу,
Сказал ей строго:«Спать».
И с этими словами
Отправился бежать.
Пока он нес принцессу,
Денек не наступал,
И вот ковер летучий
Из - под куста достал.
Залезли, полетели,
Вдруг начало светать,
Но далеко успели
Ребятки убежать.
Их Солнце поженило,
Им S (сера) стала мать,
о детях стали думать
И опыт наживать.
Когда-то ранним утром,
В исходе сентября-
Родилась у них дочка-
Прекрасная Вода!
И стала королевой.
Их дочка навсегда.
Везде незаменима
Так нужная вода!
Мораль сей сказки такова:
«Поможет всем, везде, всегда
Прозрачная, чистейшая
заветная мадам - Вода!!!

Антонова Вика, 8А

Сказка о воде

В тот прекрасный солнечный день в Городе Химикусе на главной площади им. Менделеева собралось много химикян. Столько веществ было на улице потому что в этот День был праздник «День полезности для человека». В этот день все вещества говорили, какие они хорошие и хвалили себя. Вот на большой сцене украшенной воздушными шарами появился Алюминий, он начал громко кричать в микрофон: -«Здравствуйте все химикяне, Вы знаете что я очень полезный? Я очень нужен людям. Из меня делают ложки, вилки и кастрюли, всевозможные детали даже для самолетов...» Но тут на сцену влез нахальный Аурум и забрал микрофон у Алюминия: -«А какой полезный я»- сказал он, - «Я самое красивое украшение, я могу быть сережками, цепочкой, часами и даже золотыми зубами. Я хорошо принимаю радиоволны и являюсь катализатором...» Но и в руках Аурума микрофон пробыл недолго, он попал к Кальцию, потом к Серной Кислоте, потом к Сульфату Магния, а потом к Феруму. Так к вечеру высказались все вещества.

- «Вода еще ничего не говорила!»- закричал Силициум.

Вода ничего не говорила потому что любила посидеть тихонько в уголке и не хвастаться.

- «Наверное она совсем бесполезная» - закричала толпа.

- «В место воды люди могут пить и бензин, машины же его пьют» - буркнул Берилий.

Вода ничего им не отвечала она знала, что все что про нее говорили - неправда. И она ни на кого не обижалась потому что она знала, что самая нужная на земле.

С тех пор Воду почти - что не замечают потому что она скромная, - хотя не было бы Воды - не было бы жизни на земле.

Вопрос (из зала):
- Почему же воды на земле очень мало, когда ее так много?

Ведущий:
- У нас в студии находится (имя) представитель географического общества, я думаю он(а), сможет ответить на этот вопрос.

Географ:
- Вода на Земле - самое распространенное вещество. На глобусе хорошо видно, что только 1/4 нашей планеты занимает суша, а остальные 3/4 - вода.

Космонавты, впервые увидевшие Землю из космоса, говорили, что она выглядит совсем не как земной шар, а скорее, как водяной шар. Однако воду необходимо беречь. Представьте себе, что вода исчезла бы с нашей планеты. Появились бы мрачные зияющие «глазницы» морских и океанских впадин, покрытые толстым слоем соли. Пересохли бы русла рек, замолкли родники. Ни кустика, ни цветочка, ни единого живого существа на мертвой Земле не осталось бы. Значение воды трудно преувеличить. Казалось бы, воды очень много, но пресной воды катастрофически не хватает. В одних районах Земли льют чистые дожди, бывают сильнейшие наводнения, а в других - месяцами не бывает дождя, стоит засуха. Назовите самые засушливые места на нашей планете: пустыни .... Основные запасы пресной воды сосредоточены в ледниках Антарктиды, Гренландии. На долю пресной воды приходится всего 2% от ее общей массы.

Замерзая, вода разрушает крепчайшие горные породы, приводит в движение грозные лавины и вызывает оползни. Сохранения льда в поверхностном слое воды спасает планету от оледенения. Не обладай вода этой важной аномалией, все водоемы промерзли бы до дна. На плавление 1 кг льда тратиться 334 кдж теплоты, на испарение 1 кг воды - 2260 кдж, т.е. в 7 раз больше, чем на плавления льда. Таяние льда и снега связаны с огромными тепловыми затратами, поэтому процесс происходит медленно, не причиняя ущерба. Благодаря высокой теплоемкости воды, на континентах не происходит резкого перепада температуры зимой и летом. Летом воды Мирового океана не дают земле перегреться, а зимой постоянно снабжают континент теплом.

Аномально большую скрытую теплоту плавления льда мы широко используем, даже не догадываясь об этом, в нашей повседневной жизни. Например, в жаркие летние дни многие охлаждают фруктовые напитки и соки кусочками льда полагая, что это обусловлено температурой плавления. А в самом деле на таяние льда требуется энергия, которая берется из окружающей среды, за счет этого и происходит охлаждение.

Вопрос (из зала):
-«Где вода там и жизнь» - восточная пословица, верна ли она?

Биолог:
-«Где вода, там жизнь!» и «Земля умирает, если ушла вода» - эти восточные пословицы известны каждому. Согласно эволюционной теории - жизнь зародилась в воде. Живые существа на 2/3 состоят из воды; кроме того вода - среда обитания многих растений и животных. Вода необходима для процесса фотосинтеза. Вода является обязательным компонентом каждой живой клетки, ткани, органов, даже зубная эмаль содержит 0,2% воды, а стекловидное тело глаза содержит 99% воды. Обезвоживание организма до 12-15% приводит к нарушению обмена веществ, а при потере воды до 25% организмы гибнут. Вот почему опасны ожоги (вспомните недавнее трагическое событие - крушение транспортного самолета. От ожогов скончались ... человек). 2/3 массы тела взрослого человека состоит из воды, а у новорожденных еще больше- 3/4. Наша кровь содержит 83% воды, картофель - 77%, огурцы - 99%, медузы - 99%. В живых организмах постоянно идет обновление воды. Кактусы полностью обновляют воду в течении 28 лет, черепаха на это затрачивает 1 год, верблюд - 3 месяца, а человек - 1 месяц. Без воды человек может прожить 3 дня, в то время, как без пищи - 30-50 дней.

Вода является обязательным компонентом всего живого, принимает участие в растворении в-в, При понижении обменных процессов, в которых участвует вода наступает старение.

Человек использует воду в с/х для топлива, в промышленности, как сырье и растворитель. На берегах рек и озер отдыхают, занимаются спортом, закаливанием.

Задача 1

Один из путей защиты биосферы от загрязнения - очистка сточных вод на промышленных предприятиях. Будучи директором крупного предприятия и имея в своем распоряжении значительную сумму денег, как вы поступите?

  1. положите деньги в банк для уплаты штрафов за загрязнение природной среды
  2. вложите деньги в строительство очистных сооружений
  3. часть денег вложите в расширение производства, а часть- используете для увеличения зарплаты рабочим

Задача 2

Завод свинцово-никелевых аккумуляторов произвел сброс сточных вод в закрытый водоем. Каковы вероятные последствия этого акта для обитателей водоема?

Ведущий
- У кого еще возникли вопросы?

Вопрос (из зала):
- Откуда на Земле взялась вода?

Ведущий:
- Наш физик ( имя ) института биофизики, я думаю, ответит на этот вопрос.

Физик:
Вселенную пронизывают потоки космических лучей - потоки частиц с ограниченной энергией. Больше всего в них протонов - ядер атомов водорода. Пронизывая верхние слои атмосферы, протоны захватывают электроны и превращаются в атомы водорода, которые с кислородом образуют воду. Ежегодно почти 1.5 тонны такой воды рождается в стратосфере. Такая вода образует таинственные облака, состоящие из ледяных мельчайших кристалликов. Подсчет показал, что такой воды, появившейся за всю историю, как раз хватило бы, чтобы родились все океаны на нашей планете. Геохимики не считают воду небесной гостьей. Ученые подсчитали, что вода также образовалась при извержениях вулканов, а также при разложении горных пород - выделяются водяные пары. Как физик, я хотел бы вам поведать, что вода обладает аномальными свойствами, высокой теплоемкостью, теплотой испарения, высокая теплота испарения предохраняет реки и озера от пересыхания, следовательно, сохраняет их флору и фауну от чрезмерного охлаждения и перегрева, то есть гибели живых организмов. Вода обладает высокой теплоемкостью и при нагревании и охлаждении ее температура изменяется незначительно.

При замерзании вода сжимается и сохраняет животных в водоемах, поскольку лед легче воды и всплывает на ее поверхность, прикрывая все живое в водоеме.

У воды из всех жидкостей, кроме ртути, самое высокое поверхностное натяжение, в результате сцепления ее молекул образуется тончайшая пленка, по ней, как по паркету, бегают насекомые - вертячки, водомерки и даже ползают улитки с их массивными раковинами.

Имея высокую температуру плавления, вода, замерзая, выделяет тепло, например 1 литр воды, превращающийся в лед, или снег, нагревает на 1 градус 2500 л воздуха. Это объясняет потепление при снегопаде.

Почему бутылка с водой, коммуникационные трубы, заполненные водой, могут лопнуть? Вода, в отличие от большинства других жидкостей, увеличивается в объеме и приобретает огромную разрушительную силу. (Лед может раздавить вмерзшее судно, какой бы прочности оно не было).

Наибольшая плотность воды при +4 градуса, при данной температуре вода уменьшается в объеме, приобретая максимальную плотность , а затем при понижении температуры до 00 снова расширяется. Зимой поверхность воды, охладившись до +40, опускается на дно, процесс идет до тех пор, пока вся вода не охладится до температуры максимальной плотности, конечно, оставаясь при этом не замерзшей. В интервале температуры от +40 до 00 вода становится менее плотной и всегда находится в верхних слоях, превращается в лед, такая вода является своеобразным экраном и как шубой укрывает нижние слои.

Вопрос (из зала):
- Сколько на Земле воды?

Ведущий:
- Кто из специалистов может ответить на этот вопрос?

На этот вопрос отвечает эксперт:
Моря и реки, океаны - это не только пути сообщения, но и источники теплоты и энергии. Они определяют состояние погоды, урожая и климат на всем земном шаре. Водой покрыто 71% поверхности нашей планеты. Но кроме поверхностных вод, есть еще подземные и атмосферные. В атмосфере в виде паров, тумана, облаков содержится около 10 тыс. млр тонн и несмотря на это воды во многих частях мира не хватает. Не случайно на поиски пресной воды тратится гораздо больше усилий труда, чем на поиски золота и нефти. Произведен небольшой расчет: за сутки человек выпивает примерно 2.5 л воды, а за 70 лет примерно 65 т и расходует в год почти 2500-3000 м3. Следовательно, населению земли в год необходимо от 7.5 до 9 млр т чистой воды в сутки. Топлива, строительных материалов и удобрений вместе взятых добывают и вырабатывают меньше, чем чистой воды. На ее территории имеется более 250000 рек и озер. И среди них такие великаны, как Байкал, Ладожское, Онежское, Балхаш и др. Чтобы представить себе это количество находящейся там воды, можно указать, что в одном Байкале сосредоточено 10% всей пресной воды нашей планеты и для заполнения его чаши все реки мира должны бы почти 8 месяцев отдавать свои воды.

Вопрос (из зала):
- Сколько стоит хозяйственно-питевая вода?

Ведущий:
- Мы подходим к решению главных вопросов темы, а на этот вопрос, я думаю, ответит экономист.

Экономист:
Относительно дорого. На приготовление питьевой воды затрачивается огромный труд, но многие потребители воды неэкономно, не по-хозяйски относятся к ней. Можно видеть неисправный водопроводный кран, бачок. Только в одной Москве ежедневно утекает в канализацию около 300 тыс. т воды - это суточный паек города с миллионным населением.

Вопрос (из зала):
- Я вижу среди экспертов специалист по химии, к нему я хочу обратится с вопросом. Как получают питьевую воду?

Отвечает химик:
- Для этого есть очистительные сооружения, ежедневно через них проходит огромное количество воды. Методы ее очистки подразделяются на механические, биологические и химические. Сначала вода подвергается механической очистке. С помощью решеток улавливаются крупные нерастворимые в воде загрязнения и в том числе бытовые отходы бумага, полиэтиленовые пакеты и др., затем вода поступает в отстойники. Биологическая очистка - в резервуары подается биологический ил, это амебы, инфузории, жгутиковые водоросли. Ил называют активным, воде возвращается жизнь: уничтожают все, что портит воду. Очистка длится семь часов. И последняя - химическая обработка. Воду хлорирует или обрабатывают, кварцуют. Погибают болезнетворные микроорганизмы. Лаборатория очистных сооружений проводит анализы воды и дает разрешение на пользование водой.

Вопрос (из зала):
- В наше время большое внимание уделяется охране окружающей среды. Я бы хотел услышать ответ по этому вопросу от наших экспертов.

Эксперт по охране природы отвечает на вопрос
Проблема охраны и очистки воды с каждым годом становится все острее. Необходимо бережно относится к воде, не загрязнять водоемы, рационально использовать воду в быту, промышленности, сельском хозяйстве. В России на нужды промышленности, с/х, в быту ежегодно расходуется свыше 300 млрд м3 воды, т.е. столько, сколько река Волга сбрасывает в Каспий за 6 месяцев. Н-р, на выплавку 1 т стали расходуется свыше 150 т воды, меди -500-600 т, а на производство 1 тонны синтетических волокон - до 2500 т. 450 млн. км3 воды покрывает поверхность земного шара: 12.3 млн км3 в виде пара находится в атмосфере; 30 млн км3воды находится в подземных источниках. Хотя приведенные цифры говорят о гиганских количествах воды, надо помнить, что большинство этих вод непригодно для прямого использования в промышленности, с/х, и бытовых условиях, т.к. представляют собой горько-соленый раствор с большой концентрацией солей. Следует заметить, что запасы пресной воды составляют около 3.6% от общих запасов на земном шаре. Это не так уж много, если учесть ежегодный рост потребности в воде и ее загрязнение промышленностью. Уже сейчас многие страны Запада и Азии испытывают недостатки в воде, даже такие, как США, Германия, Япония. Прогнозы показывают, что уже к 2000 году в отдельных странах может возникнуть потребность получения пресной воды из морской.

Используемая человеком вода возвращается в природу в большинстве своем биологически опасной. В Мировой океан с различными стоками ежегодно поступает громадное количество возможных загрязнений (отходы переработки нефти, ядовитые соединения ртути, свинца, отходы моющих средств и др.). Особенно губительны для планктона действие нефти и нефтепродуктов (за счет кислорода). Попадая в пищевые цепи, яды накапливаются и мигрируют к животным, растениям, человеку. Это может принести большой вред здоровью человека. В нашей стране охране водных ресурсов уделяется большое внимание. Вопросы охраны природы, в том числе и водных ресурсов законодательно закреплены в Конституции РФ.

Загрязнение водоемов - это прежде всего нарушение биологических условий жизни не только в воде, но и в других средах обитания, гигиенических норм водопользования, эстетических условий водных бассейнов и близлежащих территорий.

Из выступления старшеклассницы
Аучниковой Лены

«Вода в лирике Тютчева»

Символ ее творческой работы - Голубой елочный шар. Форма шара отражает Землю и служит символом всеединства, который не имеет ни конца, ни начала. Голубой цвет игрушки и ее зеркальная поверхность символизирует саму воду. Вода, как стихия содержится внутри шара. Здесь можно увидеть и невозмутимую гладь и небывалое волнение и бурную стихию , т.е. - разные характеры воды. Разные объемы - это сама вода - олицетворяющая Мировой океан и отдельные капельки на стенках шара - составные этого океана.

С физической и химической точки зрения вода - это всего лишь прозрачная бесцветная жидкость, без вкуса и запаха, представляющая в чистом виде соединение кислорода и водорода с философской точки зрения вода - это прежде всего исходное состояние всего сущего и соответствует первобытному хаосу и началу мира. В мифологии вода - это особая пространственная сфера и граница между мирами: небом, землей, потусторонним миром. Она же разделяет этапы жизни человека. Очистительные обереги и омовения и сопровождает его рождение и смерть. Итак, мы рассмотрим воду с трех точек зрения: физико-химической, философской и мифологической.

Давайте же посмотрим, что есть вода для Тютчева. Как известно, природа для поэта имела огромное значение и передавала все его мысли и чувства. А ведь водная стихия - это часть природы, и ее поэт наделил многими свойствами. Обратимся к тому, что вода имеет разнообразнейшие объемы. В стихах есть и звонкие ручьи, и зеркальные озера, бурные реки, лучезарные моря, густые туманы, проливные дожди. <>...Сквозь ресницы шелковые
Проступили две слезы...
Иль то капли дождевые
Зачинающей грозы?...

Начинает свой путь вода Тютчева из подземных миров:

... И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы,
Как бы горячих ног ея
Проснулись ключевые воды.

Воды вытекают на поверхность земли, сливаются большими и малыми реками, озерами. Дожди и туманы соединяют землю и небо, преобразовываются в воздушные струи, облака: т.е. куда бы мы ни взглянули везде: под землей и на земле, в воздухе и на небе, мы сможем увидеть или ощутить действие и влияние воды. Т.о. вода у Тютчева всеобъемлюща, и в данном случае рассматривается с мифологической точки зрения как граница между небом и землей. Третье, что сразу выделяется в водной стихии Тютчева - это характер воды. В зависимости от чувств и мыслей это может быть либо спокойная водная гладь, либо неутомимая бушующая стихия:

«Когда, что звали мы своим,
Навек от нас ушло
И, как под камнем гробовым,
Нам станет тяжело, -
Пойдем и бросим беглый взгляд
Туда, по склону вод,
Куда стремглав струи спешат,
Куда поток несет,
Одна другой наперерыв
Спешат, бегут струи
На чей-то роковой призыв,
Им слышимый вдали...
За ними тщетно мы следим -
Им не вернуться вспять ...
Но чем мы далее глядим,
Тем легче нам дышать ...
И слезы брызнули из глаз -
И видим мы сквозь слез,
Как все, волнуясь и клубясь,
Быстрее понеслось...
Душа впадает в забытье,
И чувствует она,
Что вот уносит и ее
Всесильная волна.

Вода, как всем известно, может находится в трех состояниях: газообразном, жидком, твердом. Так и в стихах Тютчева это либо мгновенно меняющиеся бесконечные движения:

Как хорошо ты, о море ночное
Здесь лучезарно, там сизо - темно ...
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит и дышит и блещет оно ...
На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движение, грохот и гром...
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!

Теперь рассмотрим воду в лирике Тютчева, как одну из четырех стихий, непредсказуемую и живую во всей яркости ее проявлений. В произведениях Тютчева нередко встает и проблема человеческого «Я», где человек - это необычайно малая частица Вселенной и является лишь одной из составных природы:

Смотри, как на речном просторе,
По склону вновь оживших вод,
Во всеобъемлющее море
За льдиной льдина вслед плывет.

На солнце радужно блистая,
Иль ночью в поздней темноте,
Но все, неизбежимо тая,
Они плывут к одной мечте.
Все вместе - малые, большие,
Утратив прежний образ свой,
Все- безразличны, как стихия, -
Сольются с бездной роковой!...
О нашей мысли обольщенье,
Ты человеческое Я,
Не таково ль твое значенье,
Не такова ль судьба твоя?

Таким образом, рассматривая воду Тютчева, от непредсказуемой стихии мы пришли к общечеловеческим, философским вопросам:

Душу, душу я живую
Схоронил на дне твоем.

Неспокойная душа поэта находит себя в горном неземном жилище с его чистым воздушными струями.

Над виноградными холмами
Плывут златые облака.
Внизу земными волнами
Шумит померкшая река.

Выходит учитель, который подводит итог всему сказанному.

Учитель:
Вода - бесценный природный дар, необходимый для жизни всего живого на Земле. Пресной воды на Земле совсем немного (примерно 2% от общей массы). Поэтому, я думаю:

  1. на предприятиях следует внедрять замкнутые системы водопользования и строительство очистных сооружений
  2. нельзя использовать сточный воды предприятий, бань, прачечных, туалетов - для поливки растений или с целью внесения в почву удобрений
  3. нельзя сливать неочищенные воды предприятий и ферм в водоемы
  4. за нарушения водопользования человек должен нести ответственность в законодательном порядке

Заключительное слово (ведущего учителя).
Продолжая выступление «Вода в лирике Тютчева», хочу обратить ваше внимание на то, что написано на доске. (зачитать).

Вода - это зеркало, отражение небес и чувств человека, творческая стихия. Вы в этом уже убедились, послушав выступление старшеклассницы - ее творческой работы. Вода воодушевляла на творчество не только поэтов, но и музыкантов, и художников.

Мы начали урок с музыкального произведения и закончили им.

Вопрос:

  1. Как называется данное музыкальное произведение и кто его автор? (П. И Чайковский «Времена года», «Баркарола»)
  2. Вот перед вами рисунки и репродукции картин о воде. Творческие работы учащихся: «Лодка на берегу»- Гюстав Курбе, он написал ее в 1863 году. В этот период художник создает около 25 видов моря и осеннего неба.
    Показать репродукцию «Девятый вал» Айвазовского
  3. Кто автор и как она называется? Очень много картин у Айвазовского о море, воде. Целая выставка картин в Феодосии
  4. И последний вопрос. Вы, корреспонденты школьной газеты, чтобы вы написали в рубрике «Вести с урока»