Педагог-психолог начальной школы
МОУ «Гимназия №1»
Герасимова Татьяна Васильевна
«Учиться, учиться и учиться!»
В.Ленин
Эти слова давно стали очень популярной фразой. Но актуальность их растет с каждым годом. В современном обществе успешен тот, кто быстро и эффективно адаптируется, то есть привыкает, приспосабливается к новым условиям, учится и переучивается новому знанию или умению.
Поэтому основная задача школы - научить учиться (в школе, дома, в любой другой ситуации).
В умении учиться самое главное – научиться слушать и точно услышать то, что говорят или пишут в задании, книге (а не тому, что послышалось или показалось).
Необходимо научиться выбирать более эффективные способы решения любой задачи, выхода из любой ситуации.
Научиться планировать свои действия (например, чтобы решить задачу, выполнить упражнение или любую домашнюю работу) надо определять, что сделать сначала, что потом.
Самое трудное, но необходимое – научиться контролировать, проверять самому свою работу (не забывать это сделать и использовать разные способы проверки).
Если научить оценивать самому свою работу ребенка (сравнить с образцом или с заданием, а не просто хвалить или ругать себя), то в будущем он не будет чрезмерно зависеть от мнения окружающих.
Давайте поможем своим детям?! Предлагаем варианты.
Умение
|
Помогает детям, когда … |
Мешает детям, когда родители… |
Умение точно
слушать
-принимать
задачу-
инструкцию
|
- Взрослый, перед тем, как сказать ребенку что-либо (дать инструкцию) удостоверится, что ребенок его слышит. «Сережа! Ты меня слышишь?» (или увидели глаза ребенка)
- Инструкция сообщается только 1 раз. Можно проверить: «Что я попросила тебя сделать?»
- Перед выполнением задания: «Прочитай и подчеркни главные слова. Что будешь делать? Как?»
- «Определи, что ты уже умеешь делать, а чему еще надо научиться»
|
- Не глядя в глаза: «Убери вещи!»
- «Сколько раз тебе можно повторять…»
- «Ты что, глухой?»
|
Умение
Выбирать
Способы
Действия
|
«Вспомни, когда учитель тебя похвалила за чтение стихотворения. Как ты его учил? Что тебе помогло: вслух читал, рисовал, пел…? Не хочешь повторить способ?»
|
- «Сделай так, как я говорю»
- «Делать надо только так»
|
Умение
Планировать
Свои
Действия
|
- «Подумай и скажи? Что ты будешь делать сначала, что потом? Что решил?»
- «Как ты будешь проводить свой выходной?»
- «Как ты будешь накрывать стол? Что сначала?»
|
- «Сначала сделай это, потом – то…»
- «Сделай это. Потом скажу, что делать дальше»
|
Умение
Контролировать
Выполнение
Свое работы
|
- «Как ты думаешь? Правильно выполнено задание или нет? Как проверить? Как проверяются эти звуки? Проверяй»
- «Ошибки есть, попробуй их найти сам.»
|
- «Неси тетрадь, проверю»
- «Ошибки вот и вот»
|
Умение
Оценить
Свою
работу
|
- «Ты доволен своей работой? Почему? Что удалось? Что нет?»
- «Посмотри: чего ты хотел достичь, сделать, и что получилось? Сравни. Есть результат?»
|
- «Молодец!»
- «Ты опять написал неправильно! Лентяй! Неумеха!»»
|
Выбор вариантов за Вами, уважаемые родители!
Желаем успехов!
|