Разработали: педагог-психолог Барсем М.П, учитель химии Стефановская Н.М.
Цель: активизация внутренних мотивов учебной деятельности и профессионального самоопределения старших подростков. Создание условий для активной социализации через взаимодействие с родителями.
Подготовка к игре: в процессе подготовки к игре проводится опрос учащихся (см. Приложение). Результаты опроса представляются на слайде в начале игры.
Материалы и оборудование: оборудование для демонстрации слайдов; листы А4, фломастеры.
Ведущие: классный руководитель, психолог.
Ход игры
1 й ведущий. Едва ли можно найти человека, который бы не стремился к успеху в жизни.
Хотят все, но не все добиваются успеха, даже те, которые имеют жизненный опыт. А как быть тем,
кто только вступает в жизнь? Почему так много молодых людей пытающихся войти в послешкольную жизнь,
теряют веру в свое будущее и пассивно плывут туда, куда несет их бурный поток современной жизни?
Потому, что одного желания мало, нужны знания и умения. А вот их то, порой и не хватает.
Мы предлагаем сегодня всем стать участниками обсуждения интересной и важной на наш взгляд темы:
Что значит быть успешным человеком? Как добиться в жизни успеха?
Как известно, жизненный старт человек получает в семье. Семья – это та «летная школа»,
в которой молодой человек учится определять высоту цели, перенимает «летный опыт».
Огромным доверием у молодых «пилотов» пользуются «наставники» этой школы, а потому
так важно, чтобы они щедро делились с молодежью своим накопленным жизненным багажом.
Мы провели опрос, и выяснилось, что многие из вас, ребята, недостаточно представляет,
как шли и как идут к своей цели, к своему успеху ваши родители, какие трудности им
приходилось и приходится преодолевать. Но порадовало нас то, что многие из вас хотели бы в чем-то повторить жизненный путь ваших родителей: в достижении профессиональных высот, умении сделать жизнь интересной и насыщенной, создании дружной счастливой семьи. Это значит, что вы, ребята, умеете внимательно всматриваться в самых близких вам людей и черпать все полезное и нужное из их жизненного опыта, а вы, уважаемые родители являетесь настоящими наставниками, щедрыми и мудрыми.
Один мудрец сказал: «Каждый человек стоит ровно столько, сколько
остается
от него жизненного опыта и продолжается в опыте последующих поколений».
2 й ведущий. Итак, как же мы представляем себе «Успех»? Просим вас всех написать на «лепестках ромашки» 2-3 ключевых слова, с которым у вас ассоциируется слово «Успех». На выполнение задания дается 3 минуты.
Ведущий закрепляет «лепестки», заполненные родителями и детьми.
1й ведущий (Пока идет размещение на доске «лепестков»)
Задумаемся: почему любое живое существо просто хочет жить, а человек не просто хочет жить, а
стремится к успеху? Только ли потому, что достижение успеха дает человеку какие-то материальные блага.
Главная причина в том, что человек - существо социальное. И высшими его потребностями являются социальные потребности: реализовать данный ему природой потенциал, внести в мир себя во всей неповторимости, сказать свое, пусть единственное слово, но так, как никто другой не скажет – потому, что другой. Движение к успеху становится той общей целью, которая побуждает человека к самореализации, к движению вперед.
А теперь давайте посмотрим, с чем же ассоциируется в нашем сознании слово «Успех».
Анализируется сходство и различие ассоциаций учащихся и родителей. Делается обобщение.
2 й ведущий Сегодня у нас есть замечательная возможность в обсуждаемой теме соединить две позиции: юношеской мечтательности и жизненного опыта, чтобы придти к пониманию, как достичь успеха.
Сейчас мы предлагаем родителям поработать в группах, а ребята будут решать творческую задачу индивидуально.
Одна группа родителей будет работать над созданием психологического портрета успешного человека.
Другая группа работает над вопросом «Шаги к успеху». На работу в группах отводится 10 минут.
После этого каждая группа выступит со своей защитой в течение 2-3 минут. Вам, ребята,
мы предлагаем в это же самое время поработать над мини-проектом «Моя успешная жизнь».
Это может быть рисунок, схема, план.
1-й ведущий Переходим к защите позиций.
Обсуждение, комментарии ведущего.
2-й ведущий. Жизнь великих людей дает нам замечательные образцы достижения цели, примеры полной самореализации.
Учащиеся представляют подготовленные сообщения о жизненном пути великих людей.
1-й ведущий. В анкетах, вы ребята, написали, что для вас быть успешным в жизни это «достичь максимума, на что способен», «быть преуспевающим в работе и вообще в жизни», «добиться высоты в жизни», «сделать хорошую карьеру» и т.д. А как, по вашему, в каком возрасте человек может начать путь к жизненному успеху? Обсуждение 5 мин
2-й ведущий А как и когда Вы, уважаемые родители, начали путь к своим «вершинам»?
1-й ведущий Социологи и психологи утверждают, что современная жизнь требует от человека,
стремящегося к успеху, быть в чем-то уникальным и обязательно конкурентоспособным. В
связи с этим хочется привести пример из бесед профессора психологии Лизинского с
американскими школьниками «Я спросил у чернокожего десятиклассника, что он будет делать
в будущем, какой путь выберет. Он ответил: «Мне выбирать не нужно. Я уже состоялся.
Я единственный на северо-западе специалист по англоязычной скороговорке. Меня часто
приглашают на концерты, и я достаточно хорошо зарабатываю».
«Сын управляющего североамериканских ювелирных сетей заявил, что будет сенатором,
но готовит себя к тому, чтобы стать президентом, с этой целью он еще в школе учит
несколько языков, по специальной программе изучает право, историю, политологию»
Китайская пословица гласит: «Путешествие длиной в 1000 ли начинается с первого шага».
В завершении предлагается просмотр слайд-фильма
«Путь к успеху».
|